Психолого-педагогические условия эффективности профессионально-образовательного процесса


Психолого-педагогические условия эффективности профессионально-образовательного процесса
Психологические факторы (см. Психологические факторы в деятельности профессионально-образовательного учреждения) могут благоприятствовать или затруднять подготовку высококачественных специалистов для ПОО. Необходима целенаправленная работа руководства и профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения по созданию благоприятных психолого-педагогических условий, целенаправленно придавая этим факторам определенное качество.

Первое условие - деятельность юридического образовательного учреждения и весь образовательный процесс должны быть приведены в полное соответствие с потребностями обновления нашего общества и создания правового государства. Образованию всегда принадлежала и принадлежит роль ускорителя, катализатора общественного развития и его сфер. Оно - фактор долговременного развития, главный рычаг общественных перемен. Поэтому главные ориентиры в деятельности постоянного состава образовательного учреждения должны быть связаны с опережающей функцией профессионального образования, с постановкой целей, содержания и методов работы, обеспечивающих подготовку специалистов завтрашнего дня, молодых специалистов-юристов, способных двигать правоохранительную практику вперед, делать все лучше, чем делается сейчас.

Второе условие - целевое управление профессионально-образовательным процессом на основе психолого-педагогического подхода. В основе управления лежит цель, психолого-педагогическая модель специалиста-выпускника в виде совокупности всех знаний, навыков, умений, привычек, качеств и способностей, которыми он должен обладать. Вся организация процесса, содержание и технологии должны строиться так, чтобы гарантированно обеспечивать формирование всех компонентов цели в каждом выпускнике, а при выпуске полностью проверяться.

Третье условие - ориентация на студентов, курсантов и слушателей всех сил и возможностей юридического образовательного учреждения. Всякое образовательное учреждение существует для тех, кто в нем учится. Главная цель образовательного учреждения - подготовка высокообразованных специалистов для правоохранительных органов. Главный критерий успешности - качество выпущенных специалистов. Главная мера правильности и эффективности всего, что делается в образовательном учреждении. – что приобретают от этого обучающиеся. Все формальное, показное, бесполезное, малоэффективное, устаревшее должно устраняться.

Четвертое условие - формирование в профессионально - образовательном процессе юриста-личности. это не только важнейшая цель, но и непременное условие эффективности самого процесса. Профессионализм сотрудника ПОО личностен, он не сводится к сумме профессиональных знаний, навыков и умений. Качества личности выпускника имеют, по меньшей мере, не меньшее значение. Добиваться высоких деловых результатов, отвечающих интересам государства, общества, людей может лишь специалист-личность. Вредно учить юридическим тонкостям человека, в котором нет уверенности, что он будет использовать их для дела, а не для злоупотребления властью в личных интересах. Кроме того, невозможно качественно научить человека ленивого, безответственно относящегося к учебе, подготовке самого себя как специалиста и обнаруживающего себя неполноценной личностью. Поэтому ущербно во всех отношениях сведение образовательного процесса к обучению, а не к формированию личности, ее образованию. воспитанию, обучению и развитию.

Пятое условие - максимальная интенсификация учения студентов, курсантов, слушателей. Каждый образован настолько, насколько занимался сам. Ничто не может стать достоянием ума, психики без его собственной активной деятельности.

Шестое условие - построение образовательного процесса на основе современных интенсивных психолого-педагогических технологий.

(А.М. Столяренко)

Литература: Прикладная юридическая психология….С.253-257.


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.

Смотреть что такое "Психолого-педагогические условия эффективности профессионально-образовательного процесса" в других словарях: